Главная»Наследование»Охрана наследства и управление им»Доверительное управление наследственным имуществом

Доверительное управление наследственным имуществом

Необходимость в доверительном управлении наследственным имуществом возникает в случае, если в его состав входит имущество, требующее управления. Это может быть доля в уставном капитале предприятия, ценные бумаги, предприятия и т.д. Согласно статье 1173 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) право на управление им имеет нотариус либо другое лицо, которое может быть указано в завещании.

После вступления наследников во владение имуществом наследодателя, к ним переходят все права и обязанности по управлению им. Лицо, получившее впоследствии имущество, находившееся в доверительном управлении, называется выгодоприобретателем.

Договор доверительного управления отличается от подобных документов рядом обязанностей, налагаемых на управляющего. В их число входит активный менеджмент, приумножение и сохранение активов предприятия.

Договор доверительного управления имуществом наследников

Статья 1173 ГК РФ регламентирует обязанности нотариуса или лиц, указанных в завещании по управлению имуществом наследодателя. Управлению подлежит имущество, предполагающее активные действия владельцев по его сохранению. Договор доверительного управления должен быть оформлен в соответствии с принятой формой и зарегистрирован в госорганах, осуществляющих деятельность в сфере контроля над соблюдением договоров в сфере собственности.

Особенностью договора доверительного управления наследством является необходимость в активных действиях для его контроля. К отличительным чертам документа относятся:

  • регулирование управления собственностью наследодателя, которая впоследствии будет передана одному или нескольким наследникам;
  • управляющий должен принять меры по сохранению целостности переданного ему наследства. Также предполагаются активные действия по увеличению стоимости находящихся в управлении активов;
  • выгодоприобретатели (получатели наследства) — это родственники покойного, которые имеют право на принятие имущества;
  • в качестве управляющего может выступать лицо, не указанное в завещании и не имеющее личной заинтересованности в том, чтобы тем или иным способом повысить общую стоимость управляемого им имущества.
При составлении договора доверительного управления в обязательном порядке должна быть составлена опись, включающая в себя полный перечень имущества, поступающего во временное распоряжение управляющего. Опись необходима для осуществления последующего контроля шагов, предпринятых для управления собственностью наследодателя, для чего она регистрируется в соответствующих органах.

Согласно ст. 1017 ГК РФ, договор должен быть заключен в письменной форме. Он содержит размер оплаты, получаемой управляющим и максимальное время, в течение которого он может осуществлять свою деятельность в этом качестве. Кроме того, в нем прописываются сроки, в течение которых выбранное лицо или организация представляют письменные отчеты о проделанной работе и ее результатах. Все возникшие расходы покрываются за счет управляющего с их последующим возмещением после вступления наследника в управление собственностью наследодателя.

Имущество, требующее управления

Управления требует такое имущество, как предприятия, ценные бумаги, доля в капитале фирмы. Ценные бумаги и документы, дающие право на его управление, не могут быть переданы на длительное хранение в банк, в отличие от других документов и ценностей, не требующих активных действий по сохранению их стоимости. Подобного рода имущество указывается в описи, которая впоследствии используется при контроле работы выбранного управляющего.

Нотариус, в случае если в качестве учредителя доверительного управления выступает не он, имеет право на проведение периодического контроля действий управляющего. В его задачу входит проследить за сохранностью имущества, и шагами, которые были предприняты с этой целью.

При порче, утрате или снижении ценности порученного ему имущества, управляющий обязан возместить его стоимость. Максимальный срок действия договора, согласно ст. 1016 ГК РФ, составляет пять лет. В случае если по тем или иным причинам он не может быть установлен, его продолжительность регламентируется ст. 190 ГК РФ.

Учредители доверительного управления

В качестве учредителя доверительного управления могут выступать нотариус, лица указанные в завещании наследодателя или иные лица, определенные в роли временных управляющих. Управление может осуществляться и организациями, которые имеют право на получение платы за содействие. Плата может начисляться в счет находящегося в управлении наследства. Если сумма выплаты составляет более 3 % от оценочной стоимости имущества, часть ее выплачивается законными наследниками.

Статья 1020 ГК РФ определяет права, которые получает временный управляющий, назначаемый на срок до пяти лет. Он имеет возможность осуществлять любые не нарушающие закон операции, направленные на увеличение стоимости имущества. Его порча или снижение ценности, вызванное по вине назначенного управляющего, возмещается за его счет, согласно ст. 1022 ГК РФ.

Согласно ст. 1023 ГК РФ, доверительный управляющий получает свое вознаграждение за счет доходов от переданного ему в управление имущества. Понесенные им в ходе своей деятельности расходы также подлежат возмещению из этих средств.

Заключение

Часть собственности, принадлежавшей ранее наследодателю, не передается на хранение без применения по отношению к ней активных действий. В качестве примера можно привести долю в капитале фирмы, предполагающую наличие прав по ее управлению. В случае наличия среди наследства такой собственности должен быть назначен управляющий, в качестве которого может выступить нотариус или другие лица. Если в завещании указано, кто должен осуществлять доверительное управление до вступления наследников во владение имуществом, к нему временно переходят все права по контролю над ним.

Управляющий имеет право производить любые законные действия, предназначенные для сохранения и увеличения стоимости собственности. За управление назначается плата. Также предусмотрена компенсация в случае порчи имущества. В целях контроля над работой по ее сохранению, нотариус просматривает отчеты о проведенных мероприятиях и проверяет фактическое состояние дел.